Уточнить, точно ли медицинское изделие подпадает под маркировку, можно несколькими способами:1. В нормативной документации: в актуальной версии отраслевого постановления от 31.05.2023 № 894 или в актуальном перечне распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р.
2. Онлайн-проверка: по коду ОКПД2 или ТН ВЭД в сервисе «Честного знака»
https://честныйзнак.рф/checking_codes/Важно обратить внимание, что медицинское изделие подпадает под маркировку, если одновременно соблюдаются следующие условия:
· У него есть регистрационное удостоверение
· И его код ТН ВЭД, и код ОКПД-2 и код НКМИ подпадает под маркировку
Также с 1 сентября 2024 года по 28 февраля 2026 года согласно Постановлению Правительства РФ от 17.05.2024 №602 проходит эксперимент по маркировке новых видов медицинских изделий. В пилот вошли:
· шприцы,
· инфузионные системы,
· медицинские маски,
· пробирки,
· салфетки,
· аппаратура для кислородной, озоновой, аэрозольной терапии,
· инкубаторы для новорождённых,
· косметологические имплантаты (филлеры, нити),
· презервативы и другие группы
Экспериментальная фаза — важный период: бизнес может протестировать процессы, а государство — уточнить требования для итогового постановления об обязательной маркировке. Однако итоговые правила будут зафиксированы только итоговым постановлением о расширении и обязательной маркировке и этой подгруппы.
Особенности маркировки медицинских изделий1. Маркировке средствами идентификации подлежат только те медицинские изделия, у которых есть регистрационные удостоверения (РУ) в реестре Росздравнадзора. Без РУ коды не выдаются, а оборот медицинских изделий считается незаконным.
2. Медучреждения (те, у кого есть медлицензия) – это участники оборота. Хотя больницы и поликлиники не занимаются продажами, они обязаны выводить медизделия из оборота, например:
· перчатки — при передаче врачам в отделения;
· оборудование — при окончании срока службы (выбытие по ПЭУ через сканирование упаковки).
С одной стороны, включение медучреждений число участников оборота позволяет:· отследить цепочку поставок до конечного звена (и увидеть продавца оборудования, по которому при эксплуатации выявлен брак),
· оперативно отзывать бракованную продукцию (например, изъять по письму Роспотребнадзора определенную серию из оборота и возвращать поставщику),
· снижать риски нелегального оборота или «серых» схем
А с другой стороны – это создаёт нюансы, с которыми сталкиваются поставщики:· необходимость уменьшать размер упаковок (например, больницам сложно выводить из оборота крупные упаковки перчаток, когда их содержимое распределяется между отделениями)
· разные правила для смежных категорий и клиентов:
· антисептики относятся к другому постановлению, согласно которому при продаже в медучреждения нужно выводить товар из оборота, а не передавать коды медучреждению;
· ветеринарные клиники не являются медучреждениями (т.к. нет медлицензии), поэтому при отгрузке им перчаток нужно не передавать коды, а выводить их из оборота
3. В отчетах о нанесении нужно указывать параметры, идентифицирующие серию. Эти данные - инструмент, с помощью которого Росздравнадзор может отозвать сразу всю серию, партию или конкретные номера, если обнаружит, что изделия не соответствуют нормам.
4. В группе медизделий нет «наборов», но есть делимые упаковки.
Примеры:
· В упаковке 100 пар перчаток — можно продать 1 пару через кассу.
· В медучреждении при открытии упаковки или перемещении в отделения - сразу выбытие всех 100 пар.
Это создаёт дополнительные сценарии для IT-систем участников оборота: частичное выбытие, автоматическое формирование актов, корректная привязка к ПЭУ.
Таким образом, медизделия — одна из самых сложных товарных групп, которые подлежат маркировке Честным Знаком:
· большое количество кодов классификаторов (ТН ВЭД, ОКПД2, НКМИ),
· участие зарубежных производств,
· разнообразие форм-факторов изделий — от перчаток до сложной аппаратуры,
· участие в цепочке медучреждений
Если вам необходима консультация, чтобы уточнить некоторые практические моменты, подготовить продукцию к маркировке и ввозу в РФ, оставьте, пожалуйста, заявку - специалисты Tagosaur помогут:
- оценить требования к вашей товарной группе,
- подобрать оборудование и носители маркировки,
- сделать процессы учёта и контроля движения продукции удобными и безопасными.
Обновлено: 26.11.2025. Материал носит информационный характер и не является юридической консультацией.